Я, как известно, человек плохой и мрачный, и очень редко пишу посты про что-то однозначно хорошее. Так вот, это будет пост про что-то однозначно, невыносимо, невероятно хорошее.
1. Первые 7 серий 3 сезона "Твин Пикса" были встречены критиками со сдержанным одобрением: да, это интересный, отличный сериал, но первый "Твин Пикс" в принципе изменил представление о возможном на телевидение (до этого считалось, что судьба телесериалов - быть развлечением для домохозяек, а для чего-то умного и сложного есть кино), и третий сезон, при всем уважении к Линчу, никак нельзя назвать "революционным". То есть дедушка, как ни крути, вышел на пенсию, и повторить свой прорыв 25 летней давности в принципе уже не может. Старость не радость, все дела.
2. После чего выходит 8-ая серия, и все те критики, что писали "ну да, прикольно, но с прорывом первого "Твин Пикса" даже не пытайтесь сравнивать" начинают визжать как сучки и давать заголовки типа "Самый амбициозный час современного телевидения" или "Линч рвет все представления о том, что возможно на телевидении". Я, как человек, который в дедушку верил до последнего (а ему 71 год, на минуточку), пребываю в состоянии глубочайшего удовлетворения, потому что да, это самый амбициозный час на современном телевидении, рвущий вообще всех, и делающий все предыдущие эксперименты в сериал-формате просто колупанием в песочнице. Что именно происходит в 8-ой серии, я рассказывать не буду, скажу лишь, что Линч совмещает глубочайший, адовый хоррор с практическим исследованием американской национальной психики после 1945 года, и выходом на поле Стэнли Кубрик - на каковом поле Линч, по-моему мнению, выступает в разы круче Кубрика, просто размазывая наследие титана. Линч - убийца богов, Кратос. В 71 год, после 11 летнего молчания (последний полнометражный фильм он снял в 2006 году).
3. До этого высшей точкой современного телевидения я считал финальный разговор Уолтера Уайта с женой (помните? "Если ты еще раз скажешь, что делал это всё ради семьи, то я закричу. - Я делал это всё ради себя. Я был хорош. Мне нравилось это. Я чувствовал себя... живым" - момент, сочетающий в себе откровенность Достоевского с любимой темой моего любимого Алана Бола (который "Красота по-американски"), но после 8-ой серии "Твин Пикса" становится ясно, что это не высшая точка, а так, мелкая мелодрама.
4. Причем есть четкое ощущение, что именно к этой серии Линч шел всю свою жизнь, потому что любого другого режиссера, даже самого коммерчески-успешного, предложившего такую серию, послали бы к чертям собачьим, сказав, что он кукушкой поехал, такое людям показывать. Это в разы радикальнее первых двух сезонов "Твин Пикса", и вся крипота "Черного Вигвама" тоже, в общем-то, выглядит как мелодрама дешевая. Более того, по предыдущим 7 сериям ничего такого не ждешь вообще, ни малейшего намека, что у дедушки в огороде зарыт пулемет, и что дедушка пошел его откапывать. Думаю, когда Линчу сказали, что он сошел с ума и Showtime (сетка, начинавшая производство собственных сериалов с "Калифорникейшена", американской версии приключений актера Панина) не будет такое показывать, он ответил: "Я Дэвид Линч, которого уже после первого же фильма Лукас позвал "Звездные войны" снимать, легенда с первого дня. А сейчас мне 71 год и я - Танцующий Бог Безумия и Пустоты за пределами пространства и времени. А ты кто такой, говно в галстуке?" И говно в галстуке, заплакав от ужаса и бессилия, утвердило эту серию. Ни у одного другого режиссера такое бы не прошло. Как там у Гагарина? "Вся моя жизнь была подготовкой к этому одному сверкающему моменту".
5. Чтобы полностью понять, что происходит в 8-ой серии (а про Линча любят писать, что у него "логика сна", "это надо воспринимать эмоционально" - ни хрена, у него во всех ужасах и кошмарах всегда четко выстроенные причинно-следственные связи с железобетонной логикой, просто большинство смотрят его невнимательно и из-за этого не понимают, что происходит, вся 8-ая серия, несмотря на зашкаливающую экспериментальность, бьется на четкие логические блоки, про которые, как учат в школе, всегда можно ответить, что хотел сказать автор), надо сначала посмотреть первые два сезона "Твин Пикса", затем посмотреть "Огонь, иди со мной", затем посмотреть первые 7 серий 3 сезона, затем - покурить тематический англоязычный реддит, и только после этого, выстроив в голове четкую систему персонажей (выстроенную, в свою очередь, Линчем) садиться смотреть 8-ую серию, тогда у вас не будет вопросов, что это за мальчик и девочка, почему у демонических бомжей лица в копоти, что это за магазинчик с банками кукурузы и кому докладывает Рэй Монро. То есть можно смотреть и без этого, но тогда у вас будет ощущение, что "что-то такое непонятное тут творится, хрен поймешь, что", тогда как у Линча все предельно понятно, логично и обосновано, в чем и заключается его особенная круть.
6. В целом, очень завидую Линчу, который показал, как надо стареть: ты уже заслуженный пенсионер, ветеран социалистического труда, от которого фанаты ждут "тех же щей, да погуще влей", на протяжении 7 серий ты усыпляешь внимание, а потом КАААК ЕБАНЕШЬ, ЧТО КРОВЬ КИШКИ РАСЧЛЕНЕНКА, ДА Я ОЧЕНЬ СТАРЫЙ, А ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО МНЕ НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ АХАХАХАХАХАХАХА ПОСМОТРИ В ЛИЦО ПАУКУ ПУСТОТЫ АХАХАХАХАХА
7. Хотя некоторый легкий намек был в 7-ой серии - когда дедушка вам 2 минуты реального времени показывает, как уборщик подметает мусор в клубе (и больше ничего не происходит, вообще - ну, еще музыка играет), это как бы намекает, что дедушка давно плюнул на все каноны телевидения и рассматривает телезрителей не как девушек, чьего внимания надо добиваться, а как плотоядная призрачная пантера - невинных овечек, которых надо подкараулить и разорвать на части. Бойтесь дедушек, 2 минуты показывающих вам уборку танцпола в клубе - это значит, что в их сердце горит такое презрение ко всем канонам телевидения, что дальше возможно лишь чудовищное телетрясение.
8. Которое и случилось. Как писал Блок, услышав о гибели непотопляемого "Титаника": "Есть еще океан!"